Тютчев Фёдор Иванович (1803—1873) — один из крупнейших русских поэтов. Происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Получил уже в юности широкое гуманитарное, в частности литературное, образование (домашнее — под руководством Раича, затем в Московском университете), которое неустанно
пополнял, живя за границей. В 1822 получил назначение чиновником русского посольства в Мюнхене. За границей (в Германии, Италии и др.) прожил 22 года, лишь изредка наезжая в Россию. Не будучи усердным чиновником, Т. медленно продвигался по службе, а в 1839 был отставлен от должности за проступок против
дисциплины. В качестве очень образованного, умного и остроумного человека Тютчев пользовался большим успехом (как позднее в России) в среде мюнхенской интеллигенции и аристократии, был дружен с Шеллингом, Гейне (Тютчев стал первым переводчиком Гейне на русский язык). В 1844 Т. возвратился в Россию, был
восстановлен в правах и званиях и до конца жизни служил в цензурном ведомстве.
Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие — около 300 стихотворений). Начав
печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в
период 1837—1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей
репутации поэта. Впервые поэзия Тютчева обратила на себя внимание после
публикации ряда его стихов в пушкинском «Современнике» в 1836—1837. В дальнейшем
ознакомлению с Тютчевым значительно помогли статья Некрасова (в «Современнике»,
1850) и первое собрание стихов, выпущенное в 1854 Тургеневым. Однако
прижизненная известность Тютчева ограничивалась кругом литераторов и знатоков;
широкую популярность его поэзия приобрела лишь с конца XIX в.
Как в России, так и в бытность за границей, Тютчев был связан с тем литературным
направлением, которое, с одной стороны, ориентировалось на «архаистику»,
традиции XVIII в., с другой стороны, чуждаясь радикально-оппозиционного
(французского, английского) романтизма, осваивало воздействия немецкой
романтической поэзии и философии (кружок Раича, «любомудров», Погодин, Шевырев,
И. Киреевский, В. Одоевский, Веневитинов и др.). Параллельно с русскими
«консервативными романтиками», шеллингианцами, от умеренного либерализма 20-х
гг. Т. к 40-м гг. эволюционировал в сторону славянофильства, панславизма, к
православию, к «просвещенному консерватизму». Крушение полуфеодального порядка в
Европе остро переживалось Тютчевым. Он живо чувствовал грозовые заряды революции
в атмосфере капиталистического Запада, жил в напряженном ожидании «банкротства
целой цивилизации», ее «самоубийственного» конца в грядущем социальном
катаклизме. Катастрофическое мироощущение свойственно и Тютчеву-поэту и
Тютчеву-политику. Но у политика-Тютчева решительно перевешивал страх перед
революцией, поиски спасения в реакционных утопиях об особом пути России, в
«византийско-русской» неподвижности, в славянофильстве, стремившемся затормозить
капиталистическое развитие в России и во всей славянской Европе. Романтические
искания «народной души» привели Тютчева к утверждению христианского
смирения, терпения и самоотвержения, как основы «русской души». Эти «русские
устои» Тютчева противополагал тому «апофеозу человеческого Я», «самовластию
человеческого Я, возведенному в политическое и общественное право», которые
составляли для Тютчева принцип буржуазных революций Запада. Идеи охранительной и
панславянской «миссии» России, отвечавшие международной политике Николая I,
Тютчев излагал как в статьях «Россия и революция», «Папство и римский вопрос»
(1848—1849), так и в художественно-слабых политических стихотворениях на случай.
С классово-ограниченными реакционными утопиями Тютчева перекликались в
дальнейшем подобные же построения Данилевского, Достоевского, Вл. Соловьева,
славянофилов. Но не этот круг политических идей определял значимость -Тютчева -
поэта. Значительность поэзии Тютчева коренилась в том, что он живо и чутко
ощущал бурление подспудных взрывчатых сил под «блистательным покровом»
буржуазной государственности и культуры Запада, что он жил в предвидении
грандиозного социального переворота, «страшного суда» над современным ему миром.
Свои социальные переживания Тютчев переключал гл. обр. в план натурфилософских
умозрений, навеянных романтической философией Шеллинга (особенно «Разысканиями о
сущности человеческой свободы», 1809). В некоторых стихах сам Тютчев приоткрывал
связь между своими космическими и социальными темами («Как птичка раннею зарей»,
«Бессонница»); в замечательном стихотворении «Цицерон» он слагает гимн
критическим эпохам истории, когда в грозе и буре решаются и прозреваются судьбы
человечества («Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые»). Поэзия
Тютчева впитала в себя и то лучшее, прогрессивное, что заключалось в
догегелевской философии объективного идеализма. Лаконические стихи Тютчева
заключают в себе необычайно концентрированное выражение глубокой философской
мысли, выступающей не в виде голой рефлексии и сухих понятий, но растворенной в
животрепещущих образах и эмоциях. Поэзия Т. содержит субъективистские элементы,
свойственные романтикам. Таковы напр. мотивы замкнутости, изолированности
личности, невыразимости внутренней жизни индивидуума («Silentium») или же
выдвижение субъективных элементов в процессе восприятия («Вчера в мечтах
обвороженных»). Однако не эти моменты определяют основную направленность и
своеобразие поэзии Тютчева. Поэт стремится передать не свои особенные,
индивидуальные переживания или произвольные фантазии, но постичь глубины
объективного бытия, положение человека в мире, взаимоотношения субъекта и
объекта и т. д. Психологические состояния, личные душевные движения Т. дает как
проявления жизни мирового целого. В духе романтизма Тютчев изображает постижение
поэтом сущности бытия за призрачными явлениями как «пророческое»
сверхрассудочное озарение — интуицию («Проблеск», «Видение»). Также в
соответствии с поэтикой романтизма Тютчев излагает свои «прозрения» на языке
нового мифотворчества, устраняя старую, чисто декоративную мифологию
классицизма. Вместо метонимического (сжатого) описания, господствовавшего в
ампирной поэзии «пушкинской плеяды», у Тютчева основа поэтического языка —
сгущенная метафора.
Космос, «дневной» мир ограниченных, твердых форм сознания, оформленного
индивидуального бытия, у Тютчева — лишь остров, окруженный безликой,
хаотической стихией «ночи», бессознательного, беспредельного, из которого все
возникло и которое угрожает все поглотить. Эта постоянная угроза бытию вызывает
у Тютчева острое ощущение хрупкости, неповторимости, мимолетности всех форм,
сочувствие всему увядающему, закатывающемуся. Но Тютчева не ограничивается
пониманием «хаоса» как зла, небытия; в нем сказывается то «тайное тяготение к
хаосу, борющемуся всегда за новые поражающие формы», которое Ф. Шлегель считал
отличительным свойством романтизма.
У Тютчева нет статики, отрешенности от борьбы, нет христианской идиллии,
как у иных романтиков вроде позднего Жуковского. Мировая жизнь видится Тютчеву
«Среди громов, среди огней, / Среди клокочущих зыбей, / В стихийном, пламенном
раздоре», в напряженной борьбе противоположных сил, в единстве
противоположностей «как бы двойного бытия», в непрерывной смене. И Тютчев
слагает пламенные, неистовые гимны «животворному океану», неустанным
превращениям бурной стихии, все созидающей, все поглощающей. Хаос, отрицание
вводится Тютчевым как необходимая, действенная сила мирового процесса. Вместо
эстетики прекрасного, гармонического, завершенного, у Тютчева — эстетика
возвышенного, динамического, грандиозного, даже ужасающего, эстетика борьбы,
мятежных порывов, гигантских стихийных сил. Наличие «хаотического», «отрицания»
в изображении Тютчева придает явлениям особую жизненность, свободу и силу.
Противоположности переходят друг в друга, перекрещиваются в различных
измерениях. Добро переходит в зло; любовь раскрывается как «поединок роковой» и
приводит к гибели любящего; «жизни преизбыток» порождает влечение к
самоуничтожению; личность, страшащаяся хаоса в мире, в то же время носит хаос в
себе как «наследье родовое»; индивидуум страстно самоутверждается, но
одновременно хочет «вкусить уничтоженья» и с «беспредельным жаждет слиться»;
первооснова бытия — это и мрачная «всепоглощающая бездна», и «животворный
океан». В особенности обостряется диалектика Тютчева на проблеме отношений
индивидуума, «я», и мирового целого. В борьбе с индивидуализмом буржуазной
культуры Тютчев развенчивает личность, которая есть лишь «игра и жертва жизни
частной»; индивидуальное бытие иллюзорно, в нем дисгармония и зло; поэтому
Тютчев призывает индивидуум к самоотречению, растворению в целом. В условиях
русской жизни эти мотивы звучали реакционно. Но в то же время в самом Тютчеве
был жив тот «принцип личности, доведенный до какого-то болезненного
неистовства», против к-рого он восставал; с крайней силой и сочувствием Тютчев
раскрывает трагизм индивидуального бытия, субъективно законные претензии
индивидуума (чей «неправый праведен упрек»), «души отчаянный протест», мятежный
голос человеческой личности в согласном «общем хоре» равнодушной природы.
В поэзии Тютчева заключается переход от барокковой поэзии XVIII в. к романтизму,
диалектическому идеализму. Направленность поэзии Тютчева решительно отлична от
пушкинского движения к реализму. Наиболее близкие аналогии Тютчеву дает
философская поэзия Шевырева, отчасти Хомякова, Вяземского. Тютчев ориентировался
на Державина, с которым его сближает натурфилософская тематика, мотивы ночи,
угрожающие блистательному дню, установка на всеобщность, барокковая роскошь
образов и метафор, грандиозность, возвышенная патетика ораторской проповеди, «витийственной»
оды, пышная звукопись и т. д. Но Тютчев отбрасывает все эпические элементы оды
XVIII в., дает лишь сгусток многозначительных образов, насыщенных философской
мыслью и отлитых в форму сжатого, блещущего афоризмами, стихотворения. В то же
время ораторские построения и интонации соединяет с музыкальностью
Жуковского, создает стих, одновременно величавый, стремительный и плавный,
ритмически Тютчев необычайно богатый и утонченный. Тютчев широко применяет
архаистическую лексику и вообще стилистику XVIII в., но последняя становится для
него в значительной мере способом романтической свободы выражения: свободная
расстановка ударений (Зе`фир, по`рхай), слов (трудные инверсии вроде «в
пророческих тревожат боги снах»), свободные согласования («сквозь слез»,
«свидетель быв»), переосмысления («колесница мироздания открыто катится»),
опущение гласных (стебль). Та же романтическая вольность индивидуального
выражения проявляется в построении стиха у Тютчева: асимметрия нетождественных
строф, свободное чередование стихов с разным числом стоп, с различными метрами,
введение дольников в духе Гейне и т. д. Композиция стихотворений Тютчева
отражает также характер их содержания. Она является обычно двухчастной,
развертывается в два параллельных плана; при этом обнаруживается или тождество
обоих рядов («В душном воздухе молчанье», «Фонтан»), или противоположность
(«День и ночь», «Яркий снег сиял в долине»), или происходит метаморфоза явлений,
переживания, переход в противоположность («Венеция», «Твой милый взор»). Влияние
поэзииТютчева на русскую литературу в XIX в. было невелико. Большое воздействие
как своим содержанием, так и своей формой она оказала на философскую лирику
позднего Фета и особенно на символистов — Брюсова, Вяч. Иванова, Сологуба и др.
Федор Тютчев - стихи.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв